пятница, 8 февраля 2013 г.

Аркадий Северный - концерт с Чайкой 1978 (плейлист)



При подготовке альбома снова огромную помощь
оказал  бас-гитарист "Химика"-"Чайки"  Василий Морозов.






Продолжаю рассказ про записи А.Северного с ансамблем
Б.Циммера в 1978 году. В этот раз речь пойдет про запись 18 февраля 1978 г. с
ансамблем "Чайка", альбом "Колода карт".



Некоторые факты по записи "Чайки" я уже
изложил в материале про "Химик". По Химику весь материал ЗДЕСЬ.



Так получилось, что по Химику гораздо больше
упоминаний и вообще всего, в том числе фотографий. А Чайка как-то на втором
плане оказалась.

Есть маленькое интервью Б.Циммера, там он обошел все
острые углы, правда, придумал пьянку.



Как выяснилось в последние дни после перекрестного
опроса В.Морозова на нашем сайте, музыканты Чайки-Химика могли записываться
только по выходным. А 20 февраля (версия Тихомирова) 1978 года был понедельник.  С Химиком же по легенде от Тихомирова писались
1 марта (это была среда). 

По версии Морозова и его воспоминаниям, что
"концерты писались НА ОДНОМ ДЫХАНИИ" вероятная датировка концертов
выглядит так  : концерт с Чайкой  -   18 февраля 1978 года,
концерт с Химиком -  4 марта 1978 года.                       

Т.е. между записями Чайки и Химика прошло не более 2
недель.



Чтобы отличать фотографии с сессий "Химика"
и "Чайки" нужно понять простую вещь: на записи с "Химиком"
А.Северный был в синей водолазке, с "Чайкой" - в светлой рубашке и в
галстуке.



Удивительное было отношение А.Северного к Зине. Каждую
свободную минуту он сидел с ней в "обнимочку". Прямо, как школьники
на первом свиданье, а не сорокалетний мужчина и вполне зрелая женщина.

Похоже у А.Северного тогда был период "острой
влюбленности".

Насколько мне известно, уже осенью 1978 года Аркадий
снова вошел в "крутое пике" и к концу года они с Зиной расстались.



После истории с этими выдуманными А.Северным
названиями Чайки и Химика ансамбль Б.Циммера придумал себе реальное название
"Экипаж", так как были очень дружны, на играх
"выкручивались" из любых сложных ситуаций (поломка аппаратуры, неадекватные
гости и т.п.).



         Аркадий
Северный и «Чайка»:



Состав «Чайки»:

Соло-гитара -
Борис Циммер

Ритм-гитара - Николай Резанов

Бас-гитара – Василий Морозов

Ударные – Владимир Вахромеев

Вокал
– Маша Иванова



Везде пишут, что Тихомиров ответственно подошел к
организации записи, пригласил профессиональных музыкантов из ресторана
"Невский", подготовил репертуар и т п. (хотя в ресторан
"Невский" музыканты устроились только в 1980 году).

Давайте посмотрим, как было на самом деле.





ФОТО ЗАПИСИ



Вот, что рассказывает В.Морозов: " Это была
первая встреча нашего оркестра с А.Северным. Первая запись на магнитофон, пусть
"подпольная", несовершенная, но запись. Наконец незнакомая, необычная
обстановка, множество слоняющихся по квартире Раменского гостей,
"борьба" с аппаратурой - все было в новинку. Воспоминан­ия о работе
на Чайке гораздо ярче и выпуклее, чем о записи концерта Химика.



ТУТ ЕЩЕ ОДНО
ВАШЕ ФОТО



О музыке - Приглашая нас, Тихомиров даже не поинтересовался, как
мы играем, сильные ли мы музыканты или обычные "лабухи", которым на
все наплевать. Он ни разу не был у нас на игре, нас не слышал, репертуара
нашего не знал!!

Мы были "любители", а не профессионалы, никогда
ни в какой государственной музыкальной  организации не состояли (типа ОМА - отдел
муз.ансамблей или ЛДХС -ленингр. дом худ.самодеят.)



Я уж не говорю о Ленконцерте или областной филармонии.
  Так, что он сильно рисковал нарваться на "халтурщиков".  Одного давнего знакомства с Б.Циммером для
приглашения нашего оркестра было явно маловато.



  Мне кажется, что профессионалы просто не
подписались бы на такую работу: нот нет, "гармошки"  (цифровки)
песен тоже нет, запись целый день в душной комнате без вентиляции, количество
песен "зашкаливает", дубли не делаются, все темы играются без
репетиции.

  Так играть, как играли мы, это даже не импровизация,
а "музыкальная наглость".



О записи - Подъехали на адрес. Встречал естественно Тихомиров.
Других-то людей из этой компании мы не знали. Затащили нашу скудную аппаратуру
в комнату предназначенную для записи, начали распаковываться, собирать
"железо" от ударной, подключать колонки, электрогитары, короче все
как обычно.

У нас, как в армии, был "норматив" времени
на сбор (установку аппаратуры), игры на свадьбах приучили все делать вместе и
быстро.

 Народу в квартире было много, не меньше 10-12
человек, может больше. Мы присутствующими не интересовались, да и они нам не
мешали. Поэтому, кто там был, имена, фамилии не знаю до сих пор.

Подошел Раменский, как хозяин квартиры, познакомились.
Потом подошел Северный, посмотреть, что за "гаврики" приехали. 

Похоже, что он даже не знал, сколько человек
в ансамбле, какие инструменты, просто играют или могут подпеть?

Машу Иванову поначалу приняли просто за
"подругу" музыкантов.  

Когда в начале записи она, по собственной инициативе,
начала подпевать Северному, это даже вызвало удивление.

 Ну, потом разобрались, поняли, что поет неплохо.
Доверили спеть песню "Тает желтый воск свечей", а потом и остальные
ее песни, которые вошли в концерт с Чайкой.





    Об аппаратуре - Только приехав на квартиру Раменского мы узнали,
что оркестр и звукооператор будут размещены в разных помещениях.

     Провода у нас были короткие, пришлось
паять (удлинять), затем оказалось, что и штекера не подходят.

     Затем искали схему
расстановки звуковых колонок, чтобы звук от них не вызывал эффект обратной
акустической связи (это когда микрофон начинает "заводиться",
"фонить").

     Ударная установка и
бас-гитара записывались через один единственный микрофон (это сейчас ударнику
под каждую тарелку по микрофону ставят).

      Надо было  опытным
путем  найти точку в комнате, где сила звука баса и ударника были бы в
балансе.

      Надо было подобрать
громкость Регента, сделаешь громко, соседи соберутся, квартира то на первом
этаже, сделаешь тихо - играть не интересно, "куража" не будет. Отдельная
песня выбор уровня реверберации и т.д. и т.п.

       Да еще и
звукооператор  должен был приноровится к поступающим от нас звукам.

      Вообщем, провозились мы
со всем  этим часов пять!



L.S. - в итоге
получается, что писаться Чайка начала с 15 часов и до 21. За 6 часов 21
трек.     Примерно такая же скорость записи была и на
Химике, за 11 часов записали 42 трека.
Я не считаю вступления и окончания.



  О
репертуаре
- Тихомиров даже не подготовил к сессии достаточное
количество песен для записи полной бобины. А когда тексты закончились (почему
так произошло сам не понимаю, неужели Тихомиров с Раменским не знали сколько
песен помещается на бобину), Тихомиров начал выспрашивать, что мы можем
предложить для записи.

    Повторяю, мы были приглашены, как
чисто аккомпанирующий состав. Предупредил бы заранее, мы бы подумали, что можно
предложить. А так все песни, которые поет М.Иванова, взяты, как говорится с
"потолка". Например, "Ясные глаза" - самая обычная
советская эстрадная песня, зачем она там ?

     Все "умные"
разговоры о том, что это "концептуально выстроенный концерт" - бред
сивой кобылы. 



Первое впечатление об Аркадии -  Загорелый, сразу
видно, что с юга. Худой, как спичка, немного усталый. Удивительно, но
немногословный.

Почему-то
подумалось что он "одессит". Я сам родом из Одессы и до 7 лет жил на
Черном море, такой тип людей там видел.

В повседневной речи никакого блатного, одесского
жаргона. Поэтому, когда начал наговаривать Вступление к Чайке, мы изумились, откуда
что взялось.

Держался
прямо, не сутулился. С достоинством, но без "выпендрежа". Никакой
наигранной "звездности". Словом, свой брат-музыкант.



Немного о
Резанове
-  Это сейчас он, Николай Серафимович Резанов -
"легенда шансона" и  на всех фотографиях выглядит
доброжелательным, веселым, глаз с "искоркой".

А тогда в комнату для записи зашел хмурый, чем-то
недовольный, парнишка наших лет. Скептически осмотрел нашу аппаратуру (мол
"жидковато" будет). У нас ведь было всего две колонки с усилителями. Сел
на стульчик в уголок, наклонил микрофон к гитаре и начал что-то
"бренчать".

Смотрю, а у него "полено" (простейшая
акустическая гитара фабрики им.Луначарского за 7 руб. 50 коп.).

Думаю, ну что ж ты, не мог получше на запись гитару
достать, электрическую или хотя бы "двенадцатиструнку".

Еще и замечания делает, паршивец, мол у тебя
бас-гитара не строит, струны старые, вытянутые.Только настроение испортил (о
том, что он один из "Братьев Жемчужных" узнали только из Вступления,
а о том, что играл во многих солидных оркестрах узнал только в наши дни).  





 Своей игрой на Чайке мы остались очень
недовольны. Так как партии ритм-гитары Н.Резанова мы практически не слышали, то
осталось впечатление "пустоты", ­бедности музыкального сопровождения.
Да еще лимит времени отведенной на запись из-за настройки аппаратуры. Абсолютно
все песни игрались "с листа",аккорды каждый музыкант подбирал со слуха,
все это привело к огромному количеству "лажи", неверных нот, сбивкам
ритма ударника, вообщем мрак. Единственно кому не было стыдно, так это Марии,
вот она отработала, отпела хорошо. Короче, когда спустя некоторое время, нам
позвонили с предложени­ем поиграть на новой записи, мы честно говоря удивились.
Ведь предварите­льной договоренн­ости о двух записях не было. И на Химике мы
играли уже совсем по другому, ст­арались "реабилити­роваться".







  Кстати, так называемая Чайка-2, по поводу
которой на различных форумах в интернете выдвигаются разные версии и на которую
даже опираются в попытках определить истинные даты концертов Чайки и Химика,
на самом деле является  проверкой и настройкой аппаратуры, пробными
записями, сделанными  за полчаса до начала концерта с Химиком.

 Аркадия
от  "черновой" работы по отстройке звука отстранили, ему еще
предстояло петь целый день
.



Там четыре темы:

1. Инструментал - проверка соотношения звука
инструментов.

2. Некий товарищ, который был весь в
"наколках", поет на мотив Нарвы - проверка баланса голоса и инструмента.
Галямову его голос понравился даже больше ,чем голос Аркадия!!!.

3. Поет М.Иванова - тоже проверка баланса.

4. Неизвестный картавый мужчина произносит некий текст
(вместо Северного) под аккомпанемент - проверка, как будет соотносится чтение с
инструменталом.





За этот месяц, при активной помощи
"форумчан", были установлены факты, которые раньше были неизвестны, а
именно :

1. Установлен гитарист с "квакушкой"
(Галямов), а ведь были разные ВЕРСИИ !

2. Химик записывался один день (сколько лет все
твердили, что было 2 сессии)

3. Похоронен МИФ об отдельной записи Чайки-2 (это
репетиция в день записи Химика), а сколько было сделано
"глубокомысленных" выводов из трепа и болтовни, звучащей на этой
репетиции).

4.Выяснена степень участия и роль Тихомирова в
организации концертов

5.Получен ответ на участие музыкантов Б.Циммера в
записях с М.Невским (не участвовали, в дальнейшем с Тихомировым не
контактировали).

Да, это не очень много, но это факты, на которые можно
опираться в дальнейших исследованиях.





L.S. - "Ценность
записей Чайки в том, что это АБСОЛЮТНАЯ импровизац­ия,
как со стороны Аркадия Северного, который пел текст, предварительно едва пробежав его глазами, так и со стороны музыкантов, у которых не было ни нот, ни предварительного плана песни (сколько будет
проигрышей,
как
заканчивать тему и т.п.) "







ИТОГ:  На записи Чайки творился
самый настоящий организационный, музыкальный и репертуарный Бардак.
То, что из всего этого получился вполне приличный концерт, просто удивительно!


http://shanson-e.tk/forum/showthread.php?t=150844





Комментариев нет:

Отправить комментарий